Информационная безопасность мозга

Как и всякий обрабатывающий и хранящий информацию механизм, наш с вами мозг подвержен информационным угрозам.

И в нынешнюю информационную эру встроенные механизмы защиты уже не всегда справляются. Примером такой угрозы могут быть информационные вирусы, направленные на изменения поведения или сознания человека. Это и навязчивая таргетированная реклама, и все виды агитации вместе с пропагандой (религиозной, социальной, военной) и много-много других.

Информационная безопасность мозгаНаиболее эффективны те “вирусы”, что используют одновременно все возможные “векторы атак” на человека. Т.е. зрение, обоняние, слух, вкус, осязание и вестибулярный аппарат.

Как в индустрии компьютерной безопасности борются с атаками, так и с информационными вирусами мозга можно бороться выработкой и применением сигнатур. Т.е. необходимо идентифицировать признаки того, что происходит информационная атака на мозг и выработать контрмеры(сигнатуры), которые бы минимизировали подобные воздействия.

Конечно, выработать сигнатуру можно только вычленив отклонения. Сделать это  реально через расширение кругозора (в части религии –  это посещение разных культовых сооружений, разных их типов, разных религий, чтение фундаментальных религиозных трактатов; в части социума – это изучение устройства различных социальных групп), расширяя тем самым пространство вариантов и понятие “нормы”.

Информационная безопасность мозгаВокруг нас обычно довольно много необычной, интересной да и просто развлекающей нас информации – бесчисленные статьи, новости, смешные ролики, социальные сети. Все это частенько хочется посмотреть, проанализировать, запомнить и поделиться с друзьями (такой себе DDoS  на мозги своих друзей :)). Причем чаще всего, реальной пользы от подобной информации – 0. А ресурса на обработку данной информации тратится всего лишь немногим менее, чем на обработку реально полезных и нужных знаний. Да, мозг в сущности гигантский компьютер, и его ресурсы вполне могут оказаться не безграничными. Результатом информационной перегрузки могут быть развитие синдрома дефицита внимания, стресс, снижение деловой эффективности.

Для минимизации связанных рисков желательно управлять потребляемыми информационными потоками. Например, четко идентифицировать темы интереса, выбирать в этих категориях самые полезные источники информации. Выработать расписание потребления информации (к примеру, “политические и экономические новости потребляются вечером”), и периодичность пересмотра списка источников (например, раз в квартал).

Информационная безопасность мозгаПри этом важно понимать, что определенные категории-темы для нас более важны. Профессиональные новости для многих желательно потреблять каждый день, а вот политические и экономические в принципе могут подождать и выходных.

Фактически мы строим некий SIEM, с разной периодичностью опроса источников, с управляемой нагрузкой на “ядро” (мозг) и пониманием модели угроз – точек интереса.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *