Кризис меняет рынок ЦОДов


На фоне резкого падения курса рубля и экономического кризиса российский рынок центров обработки данных замедлил развитие, свидетельствуют игроки отрасли. Тем не менее каждый из них видит в кризисе возможности укрепить бизнес и остаться на плаву.

Об этом ComNews рассказали такие игроки рынка, как КРОК, DataSpace, DataPro, “Ай-Теко” и др.

Генеральный директор DataPro Алексей Солдатов отметил, что на фоне экономического кризиса компания решит до конца года, будет ли ее третий ЦОД в отдельном здании или станет неким расширением московского ЦОДа на Авиамоторной. Переговоры с несколькими столичными площадками насчет строительства там нового ЦОДа пока приостановлены, уточнил он. Тем не менее в планах компании – строительство технологической площадки в Петербурге.

“Безусловно, на нас, как и на всю ИТ-отрасль, влияет нестабильность курса иностранных валют. Технологическое оборудование у всех игроков покупается за валюту, и цены дата-центров привязаны к валюте, чаще всего к доллару”, – пояснил он.

Руководитель сети дата-центров КРОК Павел Колмычек также отмечает, что основная трудность заключается в растущей цене на большую часть оборудования для ЦОДов, производящегося за рубежом. Помимо этого, введены ограничения на “длинные” кредиты, крайне важные для рынка ЦОДов. Кроме того, есть технологическая изоляция некоторых отраслей и заказчиков. “Сейчас мы прорабатываем новые бизнес-модели взаимодействия с клиентами – например, софинансирование строительства новых ЦОДов крупными заказчиками”, – говорит он.

По его словам, кризис в первую очередь отражается на проектах по созданию корпоративных ЦОДов, рублевые бюджеты которых необходимо существенно пересматривать. “Владельцы коммерческих центров обработки данных еще какое-то время смогут держать цены на прежнем уровне, но в перспективе цена контрактов коммерческих ЦОДов в рублях будет расти, так как существующий “запас” свободных стойко-мест, построенных по вчерашним ценам, существенно ограничен”, – говорит он.

Президент и генеральный директор DataSpace Сергей Рассказов считает, что характерная черта кризисного периода – это крайне осторожный подход к капитальным инвестициям со стороны компаний, для которых ЦОД не является основным видом деятельности. Такие компании внимательно выбирают подходящего провайдера услуг дата-центров. Из-за снижения экономических показателей в стране инвестиции приняли более осторожный, выжидательный характер, говорит глава представительства компании VMware в России и СНГ Александр Василенко. По его словам, отчетливое замедление в развитии рынка по объемам инвестиций и открытию новых машинных залов началось примерно в середине 2013 г. “Так, в 2013 г. общий объем инвестиций в рынок дата-центров вырос на 9%, когда в 2012 г. он вырос на 32%. “Соответственно, общий объем машинных залов за 2013 г. увеличился на 8%, по сравнению с 15% за 2012 г.”, – констатировал он.

Российский рынок ЦОДов сейчас замедлил свое развитие, но, скорее всего, это временное явление, говорит Александр Василенко. Так или иначе, спрос на ЦОД сохраняется и будет понемногу расти. “Потенциал роста рынка дата-центров в России далеко не исчерпан, и объемы рынка безусловно будут расти, после преодоления политических и экономических общемировых проблем”, – считает главный инженер IT Energy Вадим Иванов.

Директор ЦОД “ТрастИнфо”, находящегося под управлением компании “Сервионика” (ГК “Ай-Теко”) Михаил Луковников также отмечает, что сегмент коммерческих ЦОДов по-прежнему развивается быстрее рынка ИТ-услуг, однако общие темпы снизились. “Причина – и в более высокой степени насыщения рынка, и в снижении темпов роста экономики. Однако даже с условием этого замедления российский рынок ЦОД заметно обгоняет аналогичный сегмент рынка в Западной Европе (с июня 2012 г. по июнь 2013 г. там прирост по площадям составлял 1,5%, по инвестициям – 5%)”, – говорит он. 

По оценке старшего аналитика IDC Russia Михаила Попова, в настоящий момент компания фиксирует переносы и откладывание запусков новых площадей у крупных игроков рынка. Начался пересмотр тарифов на услуги дата-центров. Если кризис 2008 г. являлся следствием мирового кризиса 2007 г., то сегодняшняя ситуация во многом определяется локальными причинами, считает он. “Замедление отечественной экономики мы наблюдаем несколько последних лет, поэтому не стоит объяснять текущие условия только геополитическими причинами или санкциями”, – говорит он.

В то же время влияние падающего курса рубля нельзя назвать однозначно негативным, полагает он. “С одной стороны, снижается доступность продуктов иностранного происхождения, и это угнетает темпы ввода новых площадей и вычислительных мощностей в строй. С другой стороны, возрастает привлекательность локальных услуг для отечественных заказчиков, что в среднесрочной перспективе может значительно увеличить конкурентоспособность отечественных игроков и привести к росту рынка в натуральном выражении”, – подчеркнул эксперт.

Кризисные тенденции влияют на стратегии игроков рынка ЦОДов. “Мы стремимся проработать решения по оптимизации технологической инфраструктуры нашего нового ЦОДа, рассмотреть варианты альтернативных поставщиков. Это делается для того, чтобы удержать от значительного роста стоимость услуг коммерческих ЦОДов КРОК”, – говорит Павел Колмычек.

Он уверен, что спрос на коммерческие площадки будет расти, так как корпоративные ЦОДы в кризис доступны меньшему кругу компаний. “Кстати, на подобные пока не очень явные изменения рынка накладывается и давно обсуждаемый перенос хранения персональных данных на территорию России. Потенциально он может увеличить спрос на коммерческие ЦОДы”, – говорит он.

Сергей Рассказов считает, что по-прежнему высокий рост наблюдается в сегменте облачных услуг. Он связан с потребностью заказчиков в хранении увеличивающегося объема данных и с потребностью в их безопасности. “Точкой роста для провайдеров услуг ЦОДов становится более широкое использование виртуализации и облачных вычислений, – согласен и Александр Василенко. – Виртуализация как отдельных компонентов ЦОДа, так и всей системы целиком обеспечивает снижение затрат на ИТ и упрощение ИТ-архитектуры”.

И в 2008 г., и сегодня рынок ЦОД развивается в условиях превышения спроса над предложением, говорит Михаил Луковников. “Качественных площадей, соответствующих возрастающим запросам заказчиков и новому уровню требований к информационной безопасности, не хватает, и эта ситуация сохранится и в ближайшие годы, – сказал он. – На рост рынка ЦОД влияют и новые факторы спроса, связанные с изменениями законодательства о персональных данных, переходом российских компаний к импортозамещению и общей экономической ситуацией”.

По словам Алексея Солдатова, на рынке ЦОДов сложилась двоякая ситуация. “С одной стороны, есть давление клиентов, желающих сохранить рублевые цены из-за собственных бюджетных ограничений. С другой стороны, есть потенциальный рост спроса, так как на заказчиков, скорее всего, будут наложены ограничения на капитальные расходы”, – подчеркнул он.

Основной тренд на сегодня – стратегические альянсы ЦОДов с другими компаниями, чтобы клиенты могли сами выбрать соответствующие их требованиям услуги. Он напомнил, что в августе 2014 г. DataPro объявила о стратегическом сотрудничестве с компанией Acronis. В ноябре 2014 г. было подписано стратегическое партнерство с компаниями 3data и “Мастертел”.

Тем временем, согласно исследованию iKS-Consulting, обнародованному на прошлой неделе, российский рынок ЦОДов в 2014 г. увеличился на 30%,  до 11,9 млрд руб. В 2013 г. он вырос до 9,3 млрд руб. (на 28%). По результатам 2014 г. Россия займет 0,2% мирового рынка коммерческих ЦОДов по общей площади технических залов. Аналитики объясняют это низкими затратами на ИКТ в России.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *