МЖД вложила более 400 млн руб. в систему управления пригородных пассажирских перевозок


Московская железная дорога (МЖД – филиал ОАО “Российские железные дороги”) инвестировала более 400 млн рублей в создание технологического центра управления и системы управления процессами пригородных пассажирских перевозок, заявил заместитель главного инженера МЖД Александр Поздеев журналистам в Москве. Опыт МЖД может быть распространен во всех филиалах РЖД.

По словам А.Поздеева, в мае 2011 года для сокращения издержек и повышения качества обслуживания пассажиров было принято решение изменить модель управления пригородным комплексом МЖД с функциональной на сервисную. То есть определить во всех службах пригородного комплекса типовые процессы, регламентировать их и автоматизировать.

“За опытом в деле паспортизации, регламентации и автоматизации процессов обратились к IT- и телеком-службам, – рассказал А.Поздеев. – У них типовые процессы управления IT давно прописаны в ITIL (IT Infrastructure Library – библиотека передового опыта оказания IT-услуг – ИФ) и успешно автоматизированы с помощью решений ITSM (IT Service Management – ИФ)”.

Для создания системы управления процессами пригородных пассажирских перевозок было выбрано решение американской HP – HP Service Manager. На его основе была создана единая система управления деятельностью всех хозяйств ж/д монополии в пригородном сегменте. Ее совместно разработали специалисты НР, “Ай-Теко” и проектной команды МЖД.

Помимо усовершенствованного управления расписанием и ускоренного реагирования на возникающие инциденты, система позволяет эффективнее управлять пассажиропотоками, способствует более быстрому принятию решений и обеспечивает более высокий контроль транспортной безопасности. Получившееся решение объединяет данные обо всех пригородных поездах и ресурсах в единую систему визуализации. В случае опоздания поезда система получает оповещение и обеспечивает информационное сопровождение управленческих решений по восстановлению графика.

“Это позволяет своевременно информировать пассажиров об изменениях в расписании, автоматизировать процесс оповещения пассажиров о текущем графике и оптимизировать расход ресурсов”, – подчеркнул А.Поздеев. Такой функционал реализован пока только на направлении Москва – Александров.

Также система позволяет МЖД эффективно спланировать оборот подвижного состава и локомотивных бригад, повысив качество его подготовки и обслуживания пассажиров. Для контроля за ремонтом подвижного состава в HP организован учет электропоездов и их компонентов, а также отслеживание работы локомотивных бригад (от явки и предрейсового медосмотра до сдачи маршрута).

По словам А.Поздеева, проект имеет статус пилотного. В мае текущего года планируется провести оценку эффективности работы новой системы. В том числе, в плане экономии средств. По результатам оценки пилотного проекта руководство РЖД будет принимать решение о распространении проекта в других 15 железных дорогах РЖД.

При этом он отметил, что в случае принятия решения о тиражировании проекта его придется адаптировать к условиям каждой конкретной железной дороги – в зависимости от объемов пригородных пассажирских перевозок.

Гендиректор HP Россия Александр Микоян отметил также, что построение системы управления бизнес-процессами МЖД на основе ITSM-решения – не единственный такой проект. “В прошлом году появился большой интерес к такому подходу, – сказал А.Микоян. – Сейчас в процессе реализации находится несколько проектов, в которых основные бизнес-процессы заказчика выстраиваются в соответствии с ITIL”.

По словам президента “Ай-Теко” Шамиля Шакирова, в настоящее время интерес к подобным проектам проявляют нефтяные компании, предприятия ЖКХ. “Инфраструктурные системы трансформируются из функционального назначения в сервисное, – подчеркнул Ш.Шакиров. – Важна не только функциональность услуги, но и удобство ее получения”.

МЖД – один из 16 филиалов РЖД. Обслуживает большую часть территории Центрального федерального округа, 13 субъектов РФ. На ее территории осуществляется около 60% всех пригородных перевозок страны. В среднем в сутки здесь обслуживается 1,4 млн пассажиров, используются более 13 тыс. км путей, 585 составов, более 4 тыс. машинистов и их помощников, 2 тыс. кассовых терминалов и 1,8 тыс. турникетов.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *