Общие положения информационной безопасности в Украине

Украинское государство включено в процесс всеобщей информатизации общества и формирования единого мирового информационного рынка. Международно-правовое признание нашего государства стало информационным прорывом или информационной экспансией в общемировые информационные потоки. Потому что именно доведения до сведения, в первую очередь, государственных деятелей, а затем и населения других стран сведений о существовании Украины, создание определенного имиджа нашего государства, с одной стороны, и проведение информационной политики внутри государства, с другой, обусловило признание Украины как геополитической реальности и поддержку гражданами идей независимости, их активное участие в создании государственных институтов. Информационного обеспечения требуют сегодня все сферы общественной деятельности, и при этом сама информационная деятельность требует четкой правовой регламентации, прежде всего, с позиций безопасности.

Статья 17 Конституции Украины (“Захист суверенітету і територіальної цілісності України, забезпечення її економічної та інформаційної безпеки є найважливішими функціями держави, справою всього Українського народу”) предусматривает, что «обеспечение информационной безопасности – одна из важнейших функций государства, дело всего народа». Однако относительно сущности и признаков информационной безопасности единой точки зрения среди ученых нет.

Информационная сфера Украины – это единое информационное пространство, которое формируется государственными органами, общественными, политическими и социальными организациями, а также гражданами и функционирует на основе правовых, организационных, научно-технических, экономических, финансовых, методических, гуманитарных и нравственных принципов с учетом требований и задач национальной информационной безопасности Украины.

Среди положительных достижений современной информационной цивилизации ведущие исследователи определяют следующие:

– Рост возможности быстро осуществлять информационные связи на больших расстояниях, в том числе между континентами;

– Рост возможности быстро, в большом объеме воспринимать и обрабатывать, хранить информацию на компактных (малогабаритных) технических средствах;

– Объединение различных технологий коммуникации: теле-, радио – и вычислительной техники.

Одновременно эти положительные социальные явления сопровождаются негативными, среди которых:

– Рост возможности быстрого перехвата, утечки, искажения, уничтожения информации;

– Использование технических средств и технологий информации в антисоциальной деятельности:

а) военной;

б) политической;

в) экономической.

Указанные угрозы, безусловно, нуждаются в комплексном и системном противодействии в рамках обеспечения информационной безопасности государства.

Информационная безопасность не может рассматриваться только, как отдельное сословие. Она должна учитывать будущее, следовательно, является не состоянием, а процессом. Таким образом, информационную безопасность следует рассматривать сквозь органическое единство признаков, таких, как состояние, свойство, а также управление угрозами и опасностями, с помощью которого обеспечивается избрания оптимального пути их устранения и минимизации влияния негативных последствий. Одним из механизмов обеспечения данного процесса является эффективно функционирующая система органов исполнительной власти, которая является субъектом и объектом обеспечения информационной безопасности одновременно.

Вопросы информационной безопасности тесно связаны с понятиями «информационная борьба», «информационная война», «информационное противоборство» и другие.

Деятельность по защите информационной безопасности можно классифицировать как сложную систему, включающую целый комплекс векторов государственной политики и которая обусловлена спецификой объектов информационной безопасности. При этом выделяется два комплекса вопросов, которые дифференцируются в соответствии с природой правовых норм, составляющих их нормативно-правовую базу. Во-первых, это информационная безопасность человека и общества, которая базируется на нормах естественного права и измеряется степенью свободы от вмешательства государства и других лиц, возможностями самореализации и самоопределения. Во-вторых, это информационная безопасность государства, построенная на позитивном праве, связана с применением ограничений, запретов, жесткой регламентацией, неотъемлемым элементом которых является сила государственного принуждения.

Комплекс вопросов информационной безопасности человека и общества включает в себя такие векторы как:

– Обеспечение информационных прав и свобод человека и гражданина,

– Защита человека от неправомерного информационного вмешательства,

– Обеспечение национальной, культурной и духовной идентичности от неправомерного вмешательства,

– Обеспечение дееспособных правовых и организационных механизмов защиты соответствующих прав и т.п..

Комплекс вопросов информационной безопасности государства включает такие векторы государственной деятельности как:

– Безопасность развития информационной сферы государства,

– Защита национального информационного рынка,

– Обеспечение международной информационной безопасности, в частности, предупреждение: информационного терроризма, использования информационного оружия, информационной войны;

– Защита и ограничение оборота информации в целях безопасности,

– Защита информационной инфраструктуры государства и т.д..

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *